+7 (495) 234-00-45 с 10:00 до 18:00

Выбор проектора для переговорной

25.09.2008


Какими критериями руководствоваться при выборе проектора? Первое желание - обратить внимание на цену. Но, принимая во внимание только этот фактор, покупатель рискует на собственной шкуре убедиться в правдивости поговорки: "скупой платит дважды". Цена определена классом устройства и, если не помнить об этом, можно получить совсем не то, что хотелось.

Самый главный вопрос, требующий решения, - для каких целей вы хотите приобрести оборудование. Возьмите лист бумаги и напишите, как вы собираетесь использовать проектор: на лекциях в университете, в спорт-баре, дома для просмотра фильмов, в офисе или на разъездных мероприятиях для проведения презентаций. Из подобного описания выясняется большинство требуемых характеристик. Именно по назначению производители и ориентируют свои устройства. Тем не менее почти все проекторы не ограничены в возможностях по этому критерию: любой мобильный проектор нетрудно установить стационарно, прикрепив к потолку, и любой стационарный можно возить с собой. Вопрос лишь в том, насколько удобна и оправданна, например, частая транспортировка устройства весом в полтора десятка килограммов.

В этой статье вначале мы разберемся с позиционированием моделей, а затем коснемся применяемых в современных проекторах технологий.

МОБИЛЬНЫЙ ПРОЕКТОР

Начнем с очевидного. Мобильное устройство и в самом деле будет таковым, если оно компактно и весит немного. Основное его применение - проведение презентаций на выезде, обычно в условиях жестких временных рамок. Попробуем сформулировать требования к моделям этого типа.

Деловой человек, как правило, ценит время, поэтому производители стараются оснастить свои модели дополнительными ноу-хау, облегчающими настройку, например автоматическим позиционированием проекции на экране, автофокусировкой. Так, у модели Sony VPL-CX21 электроника даже управляет высотой регулируемой ножки и сама настраивает коррекцию трапецеидальных искажений. В последнее время часто встречаются модели, не требующие обязательного охлаждения лампы после выключения, экономя тем самым докладчику пару минут перед свертыванием проектора.

Носителем презентационных слайдов почти всегда является ноутбук. Соответственно, контакт проектор-компьютер должен быть налажен максимально легко, ведь докладчик вовсе не обязан по совместительству быть техническим специалистом. С этим у проекторов все просто: привычный компьютерный интерфейс VGA присутствует у каждого. Причем настраивать геометрические параметры видеосигнала тоже не придется: электронный автоподбор соответствующего режима отображения давно стал традиционным свойством для моделей любого уровня.

Типичный "джентльменский набор" разъемов, помимо указанного выше, включает S-Video и привычный для нас "видеоплеерный", по-другому - композитный. Этот базовый комплект позволяет подключить большинство распространенных видеоустройств.

Кроме них часто на контактных панелях встречаются выходной VGA (для монитора или дублирующего проектора) и розетка DVI - наследник вездесущего интерфейса VGA. Некоторые топовые бизнес-модели оснащены слотами для подключения fl ash-носителей. Тогда для проведения доклада компьютер не нужен, достаточно записать слайды на флешку в подходящем формате - PowerPoint или JPEG.

Докладчику было бы удобнее листать презентацию, не отвлекаясь и не отходя от экрана. Реализуется это очень просто: проектору добавляют разъем USB, и, будучи подключенным к компьютеру с помощью этого интерфейса, аппарат имитирует поведение компьютерной мыши. В большинстве случаев достаточно сигналов Page Up и Page Down, но более продвинутые проекторы имеют на ИК-пульте клавиши управления курсором и имитации нажатия левой и правой кнопок "грызуна". Поскольку такой манипулятор - стандартное компьютерное устройство, соответствующая функциональность проектора не требует никакой дополнительной подготовки, достаточно соединить оба устройства кабелем.

Широкие возможности удаленного управления мобильному проектору необязательны, так как в большинстве случаев его размещают недалеко от докладчика, а настроить резкость, увеличение и высоту проекции нетрудно вручную.

Но вот что действительно необходимо мобильной модели - так это высокая яркость. Ее выражают в единицах светового потока, люменах или анси-люменах (ANSI-Lm). Пожалуй, это самая важная характеристика устройств данного класса. Вес и габариты накладывают серьезные ограничения на мощность лампы, а от нее напрямую зависит количество зрителей, которое "охватит" модель, и условия, в которых она способна выдавать хорошо различимое изображение.

Для демонстрации фотографий и фильмов легкие проекторы на сегодняшний день используют чрезвычайно редко. Поэтому высокий контраст и качественная цветопередача здесь пока не являются приоритетом.

СТАЦИОНАРНОЕ УСТРОЙСТВО

Главный враг проектора - внешнее освещение. Поэтому идеальным вариантом для проведения соответствующих мероприятий является помещение без окон или с окнами, оборудованными шторами или жалюзи либо выходящими на северную сторону. В худшем случае придется выбирать время суток, когда естественное освещение не представляет помехи. Не стоит забывать, что расположение и ориентация аппарата в помещении также имеют значение.

Однако эта проблема для стационарного проектора не столь актуальна, как для мобильного: здесь нет массогабаритных ограничений, накладывающих определенные рамки на мощность. Но в любом случае стоит обращать внимание на яркость лампы. Характерное для стационарного устройства значение - 3000 ANSI-Lm и выше. Бывают устройства с двумя или тремя лампами. Соответственно, световой поток и качество изображения у таких моделей обычно выше.

Одной из определяющих особенностей стационарного аппарата является его недоступность для прямого контакта: в большинстве случаев его размещают на потолке. Задача управления полностью ложится на инфракрасный пульт и/или кабельные средства.

Практически у всех таких моделей фокусировка и настройка оптического увеличения электромеханические. Это очень удобно: настраивать изображение можно, находясь у самого экрана и нажимая на кнопки ИК-пульта.

А иногда эта обязанность возложена на автоматику. Моторизованный сдвиг линз перпендикулярно оси проецирования - тоже распространенное свойство для моделей данной "весовой категории". Оно позволяет смещать проекцию по вертикали и горизонтали относительно экрана для оптимального использования его площади, исключая необходимость изменения положения корпуса самого проектора.

Целесообразность всех этих "моторизованностей" реально оспорить, ведь стационарному аппарату такая настройка нужна всего лишь раз - при установке. А действительно необходимым может оказаться наличие системы сменной оптики. Она позволяет подбором соответствующего объектива оптимально подогнать площадь проекции под размер экрана для выбранной дистанции.

В продолжение темы механизации стоит упомянуть об одном из современных способов размещения стационарного проектора - установке на потолочном лифтовом креплении. В нерабочем состоянии устройство скрыто за навесным потолком и обычно незаметно для постороннего взгляда. Естественно, без дистанционного управления от электроподъемника было бы мало пользы.

Чтобы исключить проблемы при монтаже, перед покупкой обратите внимание на таблицы зависимости размера проекции от расстояния до экрана - их публикуют в руководстве по эксплуатации к каждой модели. Если вы ограничены в пространстве для размещения аппарата, это облегчит выбор наиболее подходящей модели или объектива. На некоторых интернет-сайтах есть даже калькуляторы для таких расчетов. Учтите и то, что проектор выдает луч не прямо вдоль оптической оси, как фонарик, а под углом вверх. Сделано это для того, чтобы сам аппарат не закрывал обзор: установленный горизонтально на столе, он будет проецировать изображение так, что нижняя кромка картинки окажется на уровне объектива или немного выше. Правильный учет этих особенностей позволит избежать применения функций коррекции трапецеидальных искажений и цифрового зума, сказывающихся на качестве проекции не лучшим образом.

У многих стационарных моделей присутствует коррекция не только вертикальных, но и горизонтальных трапеций. Она пригодится, если нет возможности закрепить проектор строго напротив экрана по горизонтали, а функция смещения объектива отсутствует или ее недостаточно.

При монтаже устройства также имеет значение длина кабелей, передающих видеосигнал. Последний чувствителен к помехам и довольно быстро угасает с ростом длины кабеля. К счастью, типичный представитель семейства стационарных проекторов обладает достаточным количеством всяческих интерфейсов, различающихся помехоустойчивостью. Поэтому не стоит торопиться с прокладыванием кабеля VGA к месту установки проектора. Лучше сначала проверить, какой интерфейс обеспечивает достаточное качество. При этом может оказаться, что устройство вывода (например, компьютер) не обладает нужными разъемами. Эту проблему решают специализированные электронные блоки, преобразующие видеосигнал из одного формата в другой.

Проблему с угасанием сигнала нетрудно решить кардинальным образом - если приобрести проектор, способный принимать видеоинформацию по компьютерной сети. Пока это немногочисленный класс моделей, но прогресс, как известно, не стоит на месте.Такое устройство несложно совместить с модулем Wi-Fi (если он не встроен) и передавать изображение по беспроводной связи. Этот вариант приемлем с компьютерами, но имеет понятные сложности при демонстрации изображения с видеоплеера и с другой воспроизводящей аппаратуры.

Неоспоримое преимущество передачи по беспроводной компьютерной сети состоит в том, что любой сотрудник имеет доступ к проектору со своего рабочего места. И сторонний докладчик со своим ноутбуком легко, без возни с проводами сможет переключить устройство на работу со своими видеоматериалами.

Однако сегодня в большинстве случаев функции сетевого подключения ограничены удаленным управлением. Производимые операции и отображаемая информация - обычно те же, что и в экранном меню.

Для кабельного управления нередко применяют и другие разъемы - 9-штырьковый D-Sub или mini-DIN. У "продвинутых" моделей эта способность расширена и позволяет управлять сразу группой проекторов или даже объединять их для показа одного составного изображения - так называемой видеостены.

Обслуживание проектора заключается в смене лампы, когда та выработает свой ресурс, а также в прочистке или замене фильтров. Для увеличения периодов бесперебойной работы в некоторых моделях (например, в Sanyo PLC-XP100) применяют кассетные фильтры. Они представляют собой блок с фильтрующей лентой, которая по мере загрязнения автоматически перематывается.

Проекторы "для домашнего кинотеатра" тоже следует отнести к стационарному типу, хотя обычно их выделяют в отдельный класс. О них мы поговорим в другой раз. Заметим лишь, что для таких проекторов характерны высокая контрастность, хорошая цветопередача и формат 16:9.

Особый класс представляют проекторы "для публичных мест". Их сфера - работа в спорт-барах, ресторанах и т. д. Их основное отличие - высокая стойкость к загрязнению пылью и сигаретным дымом.

СРЕДНИЙ КЛАСС

Конечно, кроме стационарных и легких мобильных есть промежуточные модели. Это проекторы весом от четырех-пяти до десяти-пятнадцати килограммов. Они не годятся для транспортировки в сумке, их проще перевозить в автомобиле, и рассчитаны они на демонстрации с достаточным временем подготовки, например, на выставках. По своим свойствам такие проекторы мало чем отличаются от стационарных моделей, обладают широким выбором разъемов, достаточной яркостью и большим ресурсом лампы (а иногда и двух ламп).

DLP ИЛИ LCD?

Определим качественные характеристики изображения, необходимые для разных применений. Доклад или презентацию обычно проводят в освещенном помещении. Здесь критическим параметром является яркость. От нее напрямую зависит максимальный размер проекции, при котором внешняя засветка не будет играть роли: чем больше площадь изображения, тем оно темнее и тем хуже его видно. От размера картинки, в свою очередь, зависит количество людей, которые смогут комфортно воспринимать отображенную информацию. В то же время для показа информационных слайдов контраст и цветовая насыщенность не так важны.

Для домашнего кинотеатра все по-другому. Яркость не имеет критического значения, так как просмотры обычно проходят в затемненных помещениях, зрителей не так много и, соответственно, слишком большой экран не нужен. Зато качественные характеристики картинки - насыщенность и контраст - обретают вес.

В любом проекторе и дисплее для образования цветного изображения используют совмещение в определенных пропорциях трех составляющих - красной, зеленой и синей. В сумме три цветных луча дают белый свет.

Основных конкурирующих технологий две. Первая подразумевает размещение микро-дисплея LCD на пути луча (вспомните проекторы для диафильмов). Такая схема недорога, но имеет один важный недостаток. Свет пронизывает матрицу всегда, в том числе и тогда, когда нужно отобразить черный цвет. Полностью поглотить световой поток экран не в состоянии, поэтому LCD-проекторы не отличаются высокой контрастностью. Кроме того, необходимость "проглатывать" часть излучения мощной лампы сказывается на ресурсе микродисплея не лучшим образом.

Технология DLP (Digital Light Processing) основана на применении чипа с матрицей отклоняемых микрозеркал (DMD, Digital Micromirror Device). У каждого микрозеркала два положения: оно направляет луч либо через объектив на экран, либо в специальный поглотитель. Этот механизм дает в несколько раз более контрастное изображение, чем жидкокристаллический фильтр. Но одно зеркало не в состоянии разложить белый свет на три составляющие, поэтому каждый из трех цветов оно отражает по очереди. Для этого на пути луча устанавливают вращающийся прозрачный диск с цветными секторами, синхронизированный "в такт" с матрицей. При достаточной частоте их работы для человеческого глаза чередующиеся цвета сливаются в один. Здесь возникают специфические особенности. Самая известная - "эффект радуги" - видимая, если, например, помахать рукой в растворе луча. Впрочем, это несущественно.

Так как все цвета отображаются не одновременно, а по очереди, DLP-проекция выглядит заметно тусклее, чем "жидкокристаллическая" при тех же характеристиках лампы - большая часть светового потока не попадает на экран. Этот факт существенно ухудшает репутацию технологии DLP в "легком" классе, ведь здесь мощность источника ограничена габаритами. Для исправления недостатка в аппараты для презентаций обычно добавляют дополнительный прозрачный ("белый") сектор на цветовом диске. Он увеличивает яркость, но снижает цветовую насыщенность ярких областей картинки. Выбирая дешевую DLP-модель, следует помнить, что устройства этого уровня нередко обладают недостаточно высокой частотой смены цветовых кадров, и воспроизводимое изображение будет мерцать. В связи с этим стоит обращать внимание на величину частоты, которую выражают в единицах, кратных частотеобновления кадра (60 Гц). Однако производители указывают ее нечасто. Минимум - x1, что практически уже не встречается на рынке, максимум на сегодняшний день - x5. Естественно, от этого значения напрямую зависит стоимость аппарата.

На рисунке мы попытались воспроизвести изображения с разной контрастностью.

Точным "инструментом" они служить не могут, так как не учитывают свойств бумаги и типографской краски, но дают примерное представление.

Как видно, между исходным изображением и картинкой с контрастом 5:1 воспринимаемая глазом разница невелика. Общепринято, что для проведения презентаций и докладов достаточно результирующей контрастности 10:1 

Если очень важна "сочность" картинки, присмотритесь к трехматричным устройствам. Есть множество офисных моделей, построенных по технологии 3LCD. В них для каждого из трех цветов предусмотрена своя ЖК-матрица.

Если на экран офисного монитора посмотреть через лупу, станет видно, что каждая его точка состоит из красного, зеленого и голубого сегментов. Проектор с одной LCD-матрицей дает такое же изображение. В аппарате с маркой 3LCD сегментов вы не увидите. Цвета, накладываясь друг на друга, дают однородную цветную точку. Площадь проекции использована оптимально, в результате существенно повышена насыщенность, слайд выглядит более "сочным". Кроме того, эта схема позволяет уменьшить межпиксельную сетку и снизить вероятность перегрева матриц.

Аппараты с тремя чипами DMD организованы схожим образом. Они полностью избавлены от недостатков одноматричных DLP-моделей: у них нет потери яркости, полностью отсутствует эффект радуги, нет мерцания. Пожалуй, единственным их недостатком является высокая цена. Качество выдаваемой ими картинки таково, что многие специалисты считают эти устройства оптимальными для просмотра фильмов и телепередач.

Увы, на сегодняшний день в списках технических параметров проекторов нет характеристик, по которым можно было бы оценить максимальную цветовую насыщенность. Единственный способ - посмотреть их "в деле", сравнить. Поэтому для похода за покупкой лучше выбрать магазин с действующим демозалом.

РАЗРЕШЕНИЕ

Любой современный проектор способен подстраиваться под большой диапазон размеров изображения и соотношений сторон. Но лучший вариант - когда разрешение исходной картинки совпадает с размерностью DMD-матрицы или микродисплея LCD. Сейчас наиболее распространены офисные мониторы с разрешением 1024x768 точек, его обозначают как XGA. Соответственно, именно на эту величину рассчитано большинство презентаций, и наиболее популярные бизнес-проекторы имеют теже параметры. Если брать в расчет перспективу, то самые продаваемые сейчас мониторы - 17-дюймовые с разрешением 1280x1024 точек, поэтому следует ожидать смещения приоритетов производителей проекторов в сторону большей размерности. Для домашнего кинотеатра все просто - он должен качественно показывать фильмы высокой четкости с разрешением 1080p или 1080i.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Мы не коснулись пока не получившей широкого распространения технология LCoS и постепенно уходящих с рынка CRT-модели. Также мы не коснулись воспроизведения звука, но здесь все просто: громкий звук важен, пожалуй, только устройствам для публичных мест, а для высококачественного аудиосопровождения лучше применять специализированные системы.

Напоследок еще раз повторим: сколь бы ни были хороши заявленные характеристики проектора, лучший способ познакомиться с ним - посетить демонстрационный зал.

 


Автор публикации:  Михаил Панферов

Возврат к списку

Ваша корзина: В корзине нет товаров
Перейти в корзину
Новости

Видеостены Hickvision доступны к заказу в «Делайт 2000»

Видеостены представлены самыми популярными форматами – 2x2, 3x2, 3x3 и собраны на базе дисплеев Hikvision серии Mirror с разрешением 4K и режимом работы 24/7.

ISE 2024 представляет новый формат 21:9 для видеоконференций

Выставка ISE 2024 является своеобразным индикатором, четко показывающим основные тренды в области аудиовизуальных технологий. В этом году ISE 2024 посетило 73 891 посетителя из 162 стран, что является...
Последние новости

Написать письмо

Имя*
Телефон*
E-mail*
Сообщение*

Нажимая на кнопку "Отправить" вы подтверждаете, что:

Подтвердите, что вы не робот*